14.01.13г. | Автор: Колмачихин Ю.Н. | Источник: www.logscm.ru
Основой любой бизнес системы является система описания, структурирования, хранения и навигации документов, при помощи которой можно формализовать бизнес, научив персонал работать строго по инструкциям и бизнес-процессам с минимальным влиянием «человеческого фактора».
Некоторые называют данную систему – управленческим учетом или его частью. Некоторые под системой документооборота, имеют ввиду систему хранения и архивации документов. Некоторые отделяют «процессные» документы (бизнес-процессы, инструкции, нормативы и тд) от «управленческих» документов (приказы распоряжения), некоторые не отделяют. Все зависит от степени образования того или иного специалиста и его компетенции.
А в связи с тем, что данный сайт рассчитан на различных пользователей, среди которых не только узкие специалисты, но и многие прочие, чтобы всем правильно понять, о чем пойдет здесь речь, я предлагаю разобраться в этом вопросе на понятном и простом языке, приближенном к реальности.
Давайте попробуем промоделировать данную ситуацию на примере развития некой торговой компании.
Острая потребность в системе документооборота начинает возникать в процессе развития любого бизнеса, одновременно с появлением желания его неким образом формализовать.
Другими словами — сделать так, чтобы вместо громкого голоса авторитетного руководителя, персоналом компании управляли некие «волшебные» документы, которых подчиненный персонал так же сильно будет слушаться, и уважать, как своего любимого босса.
Когда персонала становится столько, что для того, чтобы им управлять одного голоса руководителя становится мало, руководитель начинает принимать себе помощников, а когда и помощники уже не могут докричаться, тут уже приходится хотя бы самые необходимые команды, писать на бумаге и развешивать их на видном месте.
Когда доска объявлений становится мала, Руководителю бизнеса приходится (хоть и жалко на это денег) нанимать дополнительного специалиста, который будет собирать все изданные руководством компании приказы и распоряжения, каким-то образом нумеровать их и записывать в некий журнал.
Такими специалистами у нас «испокон веку» назначали сначала секретарей-машинисток, потом референтов, потом «девочек на reception», ну и тд., по принципу: «им все рано делать нечего, поэтому пусть занимаются».
Но вот когда и «девочки на reception», уже начинают не вовремя приносить чай Руководителю, потому что, видите ли, они завалены документами, Руководитель, взглянув на эти документы, выясняет, что, на самом деле:
а) большая часть из них, дублирует остальную, или вообще не нужна;
б) из той части, что не дублируется много документов, которые давно устарели, даже успев зарегистрироваться;
в) из той части, что не устарели, много документов, которые противоречат друг другу, потому что их писали разные руководители, а между собой забыли согласовать;
г) а те, что не противоречат и согласованы, написаны так, что 3 раза надо прочитать, чтобы что-то в них понять;
д) приказы путают с инструкциями, инструкции с нормативами или какими-нибудь памятками, шаблоны всех документов не стандартные;
е) ну и тд. и тп.
И так вот, постояв и подумав, Руководитель бизнеса приходит к выводу, что ему срочно нужен специалист, который сможет правильно описать и систематизировать документооборот его компании, пока она еще каким-то образом управляема.
Вопрос? А где же взять такого специалиста?
Недолго думая, Руководитель заходит в Интернет на сайт по подбору персонала и без особого труда находит кучу резюме, самых что ни на есть умных специалистов, разбирающихся: и в бизнес-процессах, и в различных системах автоматизации документооборота и опытных и грамотных и тд.
Понимая, что дело важное, так или иначе, он отбирает из всех кандидатов самого умного и начитанного, «нарезает» ему большую зарплату, усаживает за современный компьютер с кучей дорогущих программ и начинает ждать, когда же, наконец-то, у него появится та самая система документооборота.
Не прошло и недели, приносит ему новый Специалист пачку документов и начинает рассказывать, как он умно и правильно описал те или иные процессы и как ему при этом было трудно и тяжело.
Рассказал и пошел другие документы писать.
Следующую недели принес еще пачку документов, потом еще и еще..
А Руководитель смотрит на все это, кивает и на край стола все эти все бумаги складывает..
Примерно через полгода, когда уже из-за стопки документов на столе, Руководителю в его кабинете стало не видно некоторых важных посетителей, он посмотрел еще раз на них, потом тяжело вздохнул и позвонил в кадры, чтобы они уволили вышеуказанного Специалиста. Потому что, куда и как применить все эти умные бумаги он так и не понял.
Выгнать работника у нас очень просто, а вот что делать дальше?
Решив, что все дело в недостаточной компетенции специалиста, Руководитель находит на его место второго, потом третьего.
В результате тратит впустую кучу денег и самое главное упускает драгоценное время, которое, как известно, тоже его деньги.
И только последний из приглашенных им специалистов, наконец-то убеждает Руководителя, что дело то оказывается не в том, как умно и грамотно описать бизнес-процессы, а в том, как сделать так, чтобы весь персонал научился по ним работать с соблюдением установленных правил и регламентов.
Оказывается, что описание бизнес-процессов – это всего лишь 5-10% от всей работы по внедрению всей системы.
А внедрять, оказывается, совсем не просто. Персонал компании привык «к свободному трактованию» инструкций и распоряжений руководства, считая, что так будет лучше и правильнее, прежде всего для компании, ну и, для персонала тоже.
Другими словами, инструкции, приказы и распоряжения пишутся, все добросовестно расписываются, что с ними ознакомлены, но так же продолжают работать по старинке.
Любое нововведение принимается «в штыки».
Все новые специалисты, которые пытаются, что-то поменять, тут же «ставятся на место», а дальше они, либо начинают делать как все, либо перестают работать в компании.
На совещаниях все внимательно слушают руководителя, который пытается всех нацелить на развитие, внедрение новых технологий и формализацию бизнеса, согласно кивают, но продолжают ничего нового не внедрять, ссылаясь на ужасную загруженность и катастрофическое отсутствие времени и сил.
Руководитель со своей стороны все это отлично видит и понимает, но ничего не хочет предпринимать, потому что: во-первых, он и сам не очень уверен в том, что ему советуют поменять; а вторых, как и его подчиненные, в первую очередь вынужден отдавать приоритет текущим вопросам (затыканию дыр и тушению пожаров), которых становится с каждым днем все больше и больше, в связи с тем, что ничего нового практически не внедряется, а старая система, хоть и изжила себя, но все еще кое-как работает…
Таким образом, круг замыкается и пачка прекрасно описанных бизнес-процессов, положений и концепций продолжает пылиться на краю стола нашего Руководителя.
Вот таким вот образом и происходит формализация процессов большинства «доморощенных» российских компаний.
Что можно предложить в данной ситуации? Как перестроить систему управления бизнесом, которая долгие годы работал совершенно иным образом?
Ну, во-первых, и это самое главное, Руководитель бизнеса и его команда должны сами для себя понять, на что они идут и надо это им вообще или нет?
Как известно, «скупой платит дважды» и если в процессе создания и развития компании вопросы формализации бизнеса были упущены, то теперь для восстановления упущенного придется потратить гораздо больше денег и сил, чем можно было потратить в процессе развития.
При этом эти деньги нужно будет потратить сразу, а не в течение 10 лет и более, плюс косвенные издержки, которые придется понести в процессе данного внедрения.
Посчитав все убытки, некоторые бизнесмены приходят к выводу о сворачивании бизнеса, потому что его модернизация может обойтись гораздо дороже, чем запуск нового «с зеленой лужайки».
А если, все-таки, все «за и против» внимательно взвешены, и принято решение в пользу формализации существующего бизнеса, то следующий шаг – это профессионально и непредвзято разобраться в том, что есть сейчас, для того, чтобы зафиксировать эту ситуацию и относительно нее наметить пути к улучшению.
Другими словами сделать профессиональный аудит (диагностику) существующей системы.
На рынке в настоящее время достаточно много предложений от различных консалтинговых компаний.
Очень важно не ошибиться в выборе и не упустить время.
Для принятия решений относительно того «как должно быть», никогда не помешает несколько мнений, но очень важно, чтобы это были мнения профессионалов, за плечами которых не один и не два, успешно запущенных, реальных проектов.
В каком направлении делать третий, четвертый и тд шаги, логично определяться по итогам первого и второго шага.
А теперь вопрос: а для чего нужна формализация бизнеса? Ну, есть некий бизнес, ну приносит он небольшой доход, зачем все эти хлопоты неизвестно с каким результатом..?
Очевидно, что в век компьютерных технологий, формализация процессов нужна, прежде всего, для того, чтобы их можно было автоматизировать.
Другими словами, бизнес, который в большей степени зависти от «человеческого фактора» невозможно оцифровать.
Если, например, вся система закупок держится на некой Марии Ивановне, вместе с ее дочкой, и только она помнит, когда и какой товар ей надо заказывать, никакая система автоматизации не сможет заменить ее, в случае, если она уволится..
А если процесс закупок правильно описать и автоматизировать, написать и внедрить Рабочую инструкцию Закупщика, то АРМом Закупщик сможет пользоваться любой более-менее грамотный специалист после 2-3 дней стажировки.
Таким образом, формализованный бизнес — это первый шаг на пути к автоматизации всех процессов, который позволит вам управлять вашим бизнесом, при помощи компьютера настраивая его как вам угодно.
Но, любой здравомыслящий человек, хорошо понимает, что, чтобы добиться этого, нужно очень много и на совесть потрудиться и при этом вложить немалые деньги с немалыми рисками и возможно испортить отношения со многими уважаемыми и заслуженными людьми на пути к намеченной цели.
Но даже если вам это удастся сделать частично (в некоторых ключевых направлениях) – это будет уже не малая победа.
Уважаемые Руководители бизнеса, совершенствуйте ваш бизнес посредством его формализации, в процессе его развития, тем самым вы существенно сэкономите ваши деньги и силы!
И не стесняйтесь покупать знания у специалистов, которые в этом понимают, возможно, больше чем вы. Время не стоит на месте и если уже есть готовые решения, нет смысла тратить его на «изобретение очередных велосипедов»!
Хотите узнать больше? Пишите, звоните. Контактная информация здесь.
14.01.13г. | Автор: Колмачихин Ю.Н. | Источник: www.logscm.ru