Совершенствование управления запасами с помощью ABC и XYZ анализа

Всё, что было сказано выше – это некая идеология логистики. Перейдём к технике. С чего практически начинают внедрять логистику?
Есть хорошее правило – идти от простого к сложному, а не от сложного к невыполнимому. Самое простое в логистике – это АВС-анализ (правило 20/80, закон Парето). С него и начнём.
Кроме АВС-анализа, в данном разделе будет рассказано также о менее распространённом, но достаточно известном XYZ-анализе. ABC- и XYZ-анализы применяются в любом компоненте логистике: закупочной, управлении запасами и т.д. Поэтому мы и вынесли их в начало, не привязывая к конкретному компоненту.
 
АВС-анализ
Есть известное правило в бизнесе, да и не только в бизнесе: 20% усилий приносят 80% результата. Данное правило часто называют также правилом 20/80 или законом Парето. Справедливости ради надо сказать, что закон Парето придумал не живший на границе 19-20 веков профессор экономики Лозанского университета ВильфредоПарето, а один из основоположников менеджмента качества, американец Джозеф Джуран, который в одной из своих публикаций приведённое выше и открытое им универсальное правило по ошибке, как он позже сокрушался, назвал законом Парето, что и пошло гулять по миру.
Применяя это правило к сырью, комплектующим, готовой продукции промышленного предприятия или к товарам торговой компании, можно сделать очень простой шаг по внедрению логистики.
Определите перечень товаров (готовой продукции), которые в совокупности дают Вам 80% дохода или прибыли. В этом списке почти наверняка окажется около 20% наименований (групп) товаров. Назовите этот список А. Далее определите перечень товаров, приносящих Вам ещё 15% дохода. Обычно здесь оказывается около 30% наименований. Назовём данный список В. Оставшиеся товары отнесём в группу С.
 
Группа
Количество
Доход
А
20%
80%
В
30%
15%
С
50%
5%
Аналогично можно поступить с сырьём, комплектующими. Только последние, конечно же, классифицируют не по доходу, а по стоимости закупки и хранения.
Зачем всё это надо? Для того, чтобы по-разному управлять разными запасами. Например, дорогие запасы группы А закупать более мелкими партиями, чтобы не омертвлять капитал, а также чаще и точнее проводить их инвентаризацию. Наоборот, запасы группы С закупать большими партиями, а инвентаризацию проводить «на глаз».
Многие компании делают подобный анализ, даже не зная, что они проводят именно АВС-анализ.
После проведения подобных расчётов, самое важное, не принимать резких решений, не бросаться в крайности.
Пример. Владелец магазина, определив среди своего товара группу С, приносившую мизерный доход, перестал её закупать. Доходы резко упали, гораздо больше, чем на предполагаемые по закону Парето 5%. Когда обсуждалась данная ситуация, то пришли к следующим выводам: во-первых, АВС-пропорция  сместилась на оставшиеся товары; во-вторых, покупателю важна возможность выбора, важно, чтобы глаза разбегались, приобретает-то он всегда одно и то же, но в магазины с бедным ассортиментом заходит менее охотно. Пришлось вернуть в магазин группу С.
Пример АВС-анализа для запасов по их стоимости.

Годовое потребление сырья

Вид
сырья
Стоимость единицы сырья
Годовое потребление, шт.
Годовое потребление, руб.
Годовое потребление, %
1
0.05
50.000
2.500
34.3
2
0.11
2.000
220
3.0
3
0.16
400
64
0.9
4
0.08
700
56
0.8
5
0.07
4.800
336
4.6
6
0.15
1.300
195
2.7
7
0.20
17.000
3.400
46.7
8
0.04
300
12
0.2
9
0.09
5.000
450
6.2
10
0.12
400
48
0.6
Итого
 
81.900
7.281
100
Ранжирование
Вид сырья Годовое потребление, шт. Годовое потребление, руб. Годовое потребление, % Годовое потребление нарастающим итогом, %
7 17.000 3.400 46.7 46.7
1 50.000 2.500 34.3 81.0
9 5.000 450 6.2 87.2
5 4.800 336 4.6 91.8
2 2.000 220 3.0 94.8
6 1.300 195 2.7 97.5
3 400 64 0.9 98.4
4 700 56 0.8 99.2
10 400 48 0.6 99.8
8 300 12 0.2 100.0
Итого 81.900 7.281 100  
Классификация по АВС-категориям
Категория
Виды
сырья
Количественная доля
Стоимостная
доля
A
7, 1
20
81.0
B
9, 5, 2, 6
40
17.5
C
3, 4, 10, 8
40
2.5
Часто компаниям бывает недостаточно ранжирования только по одному показателю (доход, прибыль, оборачиваемость и т д.).  Ничего сложного. Надо только двигаться постепенно – один показатель, потом два, потом три и т.д., а не сразу десяток – есть опасность захлебнуться. Допустим, Вы сделали АВС-анализ продукции по показателю «доход». Естественно, возникает желание оценить ещё и прибыль каждого вида продукции. Делается ещё один АВС-анализ по показателю «прибыль», получается следующая матрица:
 
             ПрибыльДоход
А
В
С
Итого
A
АА 4%
АВ 6%
АС 10%
20%
В
ВА 6%
ВВ 9%
ВС 15%
30%
С
СА 10%
СВ 15%
СС 25%
50%
Итого
20%
30%
50%
100%
Возникает не три группы: А, В и С, а девять. В таблице указаны проценты, соответствующие количеству наименований продукции. Если компания в состоянии справиться с таким объёмом информации, то можно подключать следующий показатель, например, оборачиваемость, и т.д. Делать подобный анализ несложно и в Excel:http://upravlenie-zapasami.ru/excel/ – но можно применять и, так называемые, OLAP (Online Analytical Processing)-системы – программные продукты, специально предназначенные для подобного рода многомерного анализа.
В экономике часто применяются кривые Лоренца (иногда называемые кривыми Парето), показывающие накапливаемый, кумулятивный результат, то, что у нас называется «нарастающим итогом». Для АВС-анализакривая Лоренца выглядит следующим образом:
 
Мы говорим о логистике, но закон Парето ввиду его всеобщности применим и к другим компонентам менеджмента. Например, можно классифицировать потребителей по практически тем же показателям: доходу, прибыли, головной боли и т.п.
 
XYZ-анализ
 
Если АВС-анализ достаточно широко известен, то XYZ-анализ применяется гораздо реже ввиду его чуть более тонкого содержания. Но ничего особо сложного в нём нет, надо только вспомнить математическую статистку или разобраться в её основах для не изучавших данный предмет ранее. Как показывает наша практика, ничего непреодолимого в этом нет.
XYZ-анализ предназначен для учёта неопределённостей, возникающих в логистическом потоке. Чаще всего рассматривают неопределённости  спроса на продукцию, но также и неопределённости поставок и производства.
Немного отвлечёмся. Философско-логистический вопрос: зачем нужны запасы? В частности, затем, чтобы компенсировать возможный ущерб от неопределённостей. Запасы необходимы в тех местах логистической цепочки, где возникают неопределённости.  Мы об этом ещё поговорим более подробно в разделе, посвящённом управлению запасами. А пока вернёмся к XYZ-анализу. Данный анализ позволяет учитывать предсказуемость спроса на продукцию,  потребления запасов сырья в производстве и поставок от Ваших поставщиков.
 
Группа
Количество
Коффициент вариации
X
50%
0-10%
Y
30%
10-25%
Z
20%
>25%
Коэффициент вариации – это отношение среднего квадратичного отклонения к математическому ожиданию случайной величины. В качестве случайной величины в зависимости от задачи могут выступать продажи, потребление сырья в производстве, поставки. Группа Х является наиболее прогнозируемой, Z – наименее.
Как ранее рассматривалась возможность одновременного применения АВС-анализа по нескольким показателям, также можно одновременно применять АВС- и XYZ-анализы.
 
 
 
X
Y
Z
A
AX
AY
AZ
B
BX
BY
BZ
C
CX
CY
CZ
Ещё раз повторим, зачем всё это нужно, – чтобы по-разному управлять различными группами. Например, рассмотрим торговую компанию, продающую то же, что и закупает. Если какая-либо продукция попала в группу AX, это означает, что она приносит хороший доход (если АВС-анализ сделан по показателю «доход») и предсказуемо продаётся (XYZ-анализ сделан по показателю «объём продаж в штуках»). Поэтому данной группой можно управлять, что называется, Just in Time (точно вовремя), т.е. закупать её в минимальном количестве, чтобы не омертвлять капитал в запасах. При этом также предполагается, что,  во-первых, данная продукция дорогая (попадает в группу Апо показателю «себестоимость»), т.е. омертвление капитала существенно, и, во-вторых, поставщики предсказуемо поставляют данную продукцию (попадает в группу Х по показателю «время поставки»).
 
Александр Корчагин
 
 
Копирование статьи возможно только вместе с этим текстом, с обязательным указанием автора, и ссылки на первоисточник: http://upravlenie-zapasami.ru/

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники